← День 136. Осознавать себяПредыдущая запись
День 138. Неразрушимая капля →Следующая запись

Что же делать? Как научиться слышать свою Душу?

Религия как вариант учения о добродетели — для меня сомнителен. Притчи мудрецов? Жития святых? Воз-можно, это полезная и даже действенная литература для такой задачи. Но признаюсь честно, мне этот вариант об-ретения мудрости никогда не был близок.

Мне ближе книги, где ученики или последователи терпеливо записали беседы со своими просветленными Учи-телями.

Когда-то я читала Ошо, Самдарши. Недавно прочла Тит Нат Хана. Теперь вот купила три книги Садхгуру. Тихая, благостная радость, которая наполняет тебя, когда ты читаешь эти книги — то, чего так не хватает совре-менному, уставшему разуму. Пока он в покое, появляется шанс услышать свою Душу.

Сейчас я чувствую, что мне нужны книги, которые дают мне покой и принятие. Я хочу верить. Хочу поддержи-вать свою веру. И если книга даёт мне веру, это хорошая, правильная книга. Сейчас я читаю «Бардо Тхёдол» в пе-реводе Роберта Тунмана, а когда гуляю или занимаюсь на велотренажере, то слушаю аудио-версию Ницше «Так говорил Заратустра». На очереди три книги Садхгуру «Размышления мистика», «Внутренняя инженерия» и «Кар-ма», и «Тибетская книга жизни и смерти» Согьяла Ринпоче. Из аудио-книг на очереди «О чем плакал Ницше» Ирвина Ялома.

В электронном варианте я пыталась читать «Суицидальное поведение: типология и обусловленность» Саха-рова и Говорина. Но читать эту документальную литературу оказалось для меня пока слишком трудно. Я не остав-ляю попыток возвращаться к этой книге. Но сейчас я сознательно делаю выбор в пользу тех книг, которые могут помочь моей Душе, а не Уму.

Значит, первое — Чтение правильных книг.

Что ещё помогает мне остановиться и почувствовать, услышать то лучшее, что есть во мне?

Музыка, наполненная смыслом. Мне всегда нравилась музыка Людовико Эйнауди. Это гениальный пианист, известный всему миру. Нам с Сашей повезло, мы однажды даже побывали на его концерте. А недавно я узнала о Денисе Стельмахе. Этот совсем молодой пианист — наш соотечественник. Мне кажется, он не менее ге-ниален, чем Эйнауди. Когда я слышу музыку Стельмаха, я чувствую, что эти прекрасные мелодии созвучны моей душе.

Книги. Музыка. Что ещё?

Творчество.

Когда я что-то рисую, на компьютере или от руки, то чувствую, как время останавливается для меня. И тогда я получаю возможность остановиться и услышать эту внутреннюю тишину. Нет ничего кроме меня и моего рисун-ка.

Сосредоточенность на своей работе, и радость от того, что вот прямо сейчас рождается что-то новое. Что-то, что является частью меня.

Мне всегда хотелось научиться хорошо рисовать. И теперь мне хочется нарисовать так много. Столько идей в го-лове! Соня вдохновляет меня, и когда я рисую, я чувствую покой внутри и радость. Это очень много значит для меня сейчас.

Размышления.

Иногда мне приходит какая-то мысль и я исчезаю для внешнего мира. Мое сознание полностью поглощается этими размышлениями. И иногда мне кажется, что мысль возникла из неоткуда. Она просто приходит. И это тоже очень необычно и тоже похоже на акт творения, как во время занятием творчеством.

Созерцание.

Этот процесс обычно совмещен с прогулкой. Просто радоваться деревьям, солнцу, небу, морю, горам или пре-красной архитектуре любимого города.

Прогулка.

Я люблю гулять. Просто идти по улицам, по лесу или по пляжу. Я просто иду. Спокойная прогулка, которая может навести на размышления или часто во время таких прогулок я получаю новую творческую идею.

Прогулки, созерцание прекрасных видов природы или наблюдение за игрой детей. Мы не зря идём с Сашей гу-лять каждый день. Когда мы были в Питере мы каждый день ходили в парк, рядом с нашим домом. Теперь мы каждый день ходим на пляж, смотреть закат и поговорить с морем, посидеть и послушать шум его волн.

Практика обучения Медитации — для обретения внутренней тишины, так необходимой для того, чтобы услышать истинный голос Души. Это для меня сложный путь, но я не оставляю попыток в обучении ме-дитации.

Все эти не сложные и вполне доступные процессы — прогулка, созерцание, слушание музыки, занятия творче-ством, чтение. Но эти простые вещи были доступны мне всегда. Почему же я так и не смогла научится мудрости и состраданию?

Потому что не хотела. Не считала нужным. Потому что считала материальные, практические вещи важнее эфемер-ной духовности. «Хороший человек — не профессия» — так я часто говорила. Я уважала труд и терпение — как единственно верные инструменты будущего успеха. И часто говорила об этом Соне. Трудиться и быть терпели-вым — этого, мне казалось, достаточно для достижения счастья. Если будешь трудиться, добьёшься многого. Ста-нешь тем человеком, которого будут уважать, в ком будут нуждаться. Получишь возможность выбора партнера по своему уровню. Эволюция, естественный отбор. Сильный побеждает слабого. Поэтому надо стать сильнее — ум-нее, быстрее, упорнее.

Я не могу сказать, что теперь отказалась от убеждения, что сильный Ум — это плохо. Или что амбиции — это плохо. Но теперь я понимаю, что этого явно недостаточно для счастья.

Для счастья нужны люди. Нужна любовь и родство душ. Как говорил Тарковский: «Человеку ну-жен человек!»

Самое благостное состояние души возникает во время беседы. Разговор с человеком. С мудрым, терпеливым, лю-бящим человеком. Это самое ценное, что может быть. Это успокаивает мятущийся разум, пробуждает и открывает Душу. Когда-то таким человеком для меня была моя бабушка. Но это было давно. И я очень скучаю по нашим беседам. И не только беседам... я скучаю по тому ощущению силы, которое исходило от неё. Сострадание, терпе-ние, мудрость. Вот те слова, которыми можно описать мое отношение к бабушке. Я смотрела на неё и хотела быть на неё похожей. Я была совсем другой. Вспыльчивой, вредной, упрямой, злопамятной. Но осознание ее благоде-телей с самого раннего детства, ее теплота и нежность, все это вызывало во мне интерес и детский восторг, который постепенно перерос в глубокое чувство уважения и восхищения в зрелом возрасте.

И возможно, эта важная связь была тем необходимым добром, которое помогло мне не стать полным моральным уродом — это, в том числе, заслуга моей бабушки. Она была моим Учителем. Но она не учила меня ничему. Она не читала нотаций. Не учила жизни. Она просто была. Жила так, как она умела. Жила, согласно своим ценностям и внутренним правилам. И этого было достаточно для меня, чтобы увидеть результат ее действий — глубокое ува-жение и благодарность всех, с кем ей доводилось встретиться.

Она не была добренькой. Она была доброй. Она не была зависимой. Она была сильной. Она не была приторно-услужливой. Она была сострадательной.

И я видела все эти добродетели не на словах или в поучительных проповедях, а в ее реальных поступках и в результатах этих поступков. Это было похоже на магию. Там, где была бабушка — было тепло и радостно. Она все-гда больше заботилась о ком-то другом, чем о себе. Но она могла быть и очень строгой, если так нужно было. Она принимала людей такими какие они есть. Работая всю жизнь с подростками, она была доброй, но справедли-вой.

Значит ли это, что самое действенное из всего, что я перечислила, это обучение терпению и мудрости, наблюдая за своим Учителем?

В российской православной традиции есть такое понятие — Духовник. Человек мудрый, терпеливый и любя-щий. Тот, кто поможет советом и даст покаяние человеку в горе или в беде. Я слышала о том, что такой человек хоть и живет по законам церкви, обычно принимает мирские заботы и сомнения своих прихожан с понимани-ем.

Добрый человек. Мудрый человек. Терпеливый и понимающий. Православный этот человек по своей вере или нет, не думаю, что это важно. Доброта сердца одинакова на любом языке, наречии или религии.

Думаю, это лучшая практика обучения душевной силы. Но одновременно, она и самая сложная. Потому что очень трудно найти такого Учителя. Те, кто понял это, порой ищут своего Учителя, своего Будду всю жизнь.

Возможно, мне стоит тоже искать его. Это не обязательно должен быть глубоко-религиозный человек. Если мне посчастливится встретить доброго, сильного духом и верой человека, это будешь большим даром. Просто так слушать его, наблюдать за ним, говорить с ним.

Но пока такого человека нет рядом. И нужно учиться самой. То, что помогает мне остановить мой ум и открыть сердце. Чтобы услышать истинные желания Души. Говорят, что, когда Ученик готов, Учитель сам находит его.

Учиться каждый день быть терпеливым и сострадательным в мелочах. Позволять случаться хорошим мыслям и поступкам. Осознавать иногда свою злость и принимать это в себе. Юмор, умение пошутить над самим собой очень помогает в любом деле. Нам с Сашей очень повезло, нас окружает так много хороших, добрых и сильных людей.

Еще очень помогает то, что мы вместе. Просто само присутствие дорогого человека рядом. Забота о Саше и о роди-телях. Когда тебе плохо и порой кажется, что сил совсем не осталось, но вот ты видишь, как твой любимый чело-век опустил голову и закрыл лицо руками... Ты не взвешиваешь свои силы, не думаешь, а хватит ли у тебя сил на поддержку, а просто подходишь и стараешься быть рядом, обнять, поддержать. И ему становится легче. И тебе вдруг тоже. Наверное, правду говорят — если разделить радость, ее станет в два раза больше, а если разделить горе, то его станет в два раза меньше.

Все это вместе или всего понемногу. И если верить и пытаться снова и снова, может быть однажды я смогу услы-шать себя? Может быть у меня есть шанс, и я смогу измениться?

← День 136. Осознавать себяПредыдущая запись
День 138. Неразрушимая капля →Следующая запись