← Снова о карме. ИтогиПредыдущая запись
О бренном и вечном →Следующая запись

«И то, что ты представляешь собой сегодня, — лишь следствие того, творил ли ты добро, когда знал, что можешь его сотворить, или нет»

На этой фразе остановилось мое внимание. Я перечитала ее 5 раз… и еще раз..

«Когда знал, что можешь его сотворить…»

Недавно я смотрела одну телепередачу об одной советской актрисе. Я очень люблю советское кино. И тут, в Анапе,  в перерывах между работой, или по вечерам я смотрю либо советское кино, либо передачи о Советском кинематографе. О том, как снимали мои любимые фильмы и о людях, которые создавали или снимались в этих фильмах.

И вот вчера я посмотрела выпуск, подвешенный Инне Гулай. Я очень люблю старый, черно-белый фильм «Когда деревья были большими». Актриса в этом фильме играет девочку, которая осталось сиротой и вот, спустя 10 лет, она чудесным образом обретает отца. Отца тунеядца и пьяницу, который приехал к своей «дочери», чтобы облегчить свою жизнь паразита. Отцом он конечно не был, и девушку обманул. Отца прекрасно сыграл Юрий Никулин. Для меня героиня Инны Гулай — всегда была примером высшего терпения, мудрости и любви, когда я смотрела этот фильм. А посмотрела я его за свою жизнь, наверное раз 20… «Таких не бывает», думала я, — «блаженная дурочка». Ее широко-распахнутые, полные любви и веры глаза, ее тихий, ласковый голос, ее улыбка. Это не подчинение, не зависимость. Это проявление настоящей, внутренней силы, которая выражалось в непоколебимой уверенности в человека, которого она считала своим отцом. Даже когда вся деревня осуждала и презирала лентяя и паразита. Но именно ее вера в отца и ее любовь к нему, чудесным образом спасает почти опустившегося морально человека. Только такая «блаженная» смогла пробудить в нем остатки человеческого достоинства. И вот вчера я узнала настоящую историю «блаженной»…

Она была прекрасной актрисой, она восхищала режиссера, который и открыл ее талант в «Деревьях», она вышла замуж за не менее талантливого и красивого парня, и вместе они составили одну из самых красивых пар того времени. Она — признанное актерское дарование, он — талантливый сценарист, написавший сценарий к культовому фильму того времени «Я шагаю по Москве». У них родилась дочка и они были очень счастливы. Каждый день друзья, веселье, смех и мечты о будущем. Возможно регулярное веселье, а может быта роковое собрание деятелей культуры, на котором муж Инны Гулай выступил с обличительной, пылкой речью в адрес высших министерских чинов… но сказка кончилась. И вместо мечты о долгой счастливой жизни, начались алкогольные мрачные будни. Кстати, именно так назывался последний фильм Геннадия Шпаликова — «Долгая, счастливая жизнь». Горькая ирония создания и сюжета этого фильма, в котором Геннадий Шпаликов выступил не только как сценарист, но и как режиссер, сняв в главной роли свою жену, Инну Гулай, состоит в том, что этой долгой, а главное, счастливой жизни, которую он обещал главной героине… не будет. Инна Гулай все так же, как когда то в  «Деревьях» смотрела своими широко-распахнутыми, полными надежды и любви глазами на главного героя… А герой, без объяснения причин, уходит от героини под смешным предлогом: «Мне нужно позвонить». Уходит, чтобы больше не вернуться. Именно так и ушел из жизни Геннадий Шпаликов, даже не дождавшись выпуска своего фильма в советский прокат… он повесился в своей квартире. Инна Гулай пережила своего мужа на 16 лет, в итоге практически сойдя с ума. Долгие и частые алкогольные возлияния обоих супругов привели актрису к закономерному итогу — потерянные надежды, здоровье и возможности. Причина ее смерти  — передозировка снотворным. Было ли это самоубийством или нет, теперь не известно. Но достаточно того, что она убивала себя много лет алкоголем и лекарствами. Она перестала выходить из дома, и постепенно перестала общаться и интересоваться даже своей дочерью, которой на момент смерти отца было всего 11 лет. Их дочь тоже не нашла своего счастья. Она тоже хотела стать актрисой, окончила актерский факультет, даже снялась в нескольких фильмах, играла в театре, писала стихи. После смерти матери ушла в монастырь. Потом вернулась, но работать было негде – на дворе были 90-е, театр и кино пришли в упадок. Психическое здоровье девушки надломилось, и последние годы она провела в специализированном заведении.

Очень жаль всю эту семью… трое несчастных людей. Были они так несчастны с самого начала или сами, своими поступками, своими ежедневными выборами растеряли свое счастье? Человек, который написал «Я шагаю по Москве», который верил и поэтому и сам шагал в свое светлое будущее. И заражал своей верой весь советский народ. Фильм «Я шагаю по Москве» не имеет четкого сюжета. Это фильм о молодости, о надеждах, о счастье. Этот же человек спустя годы напишет сценарий к фильму «Долгая счастливая жизнь», как финал своего пути, чтобы рассказать всем о том, что в конце этого пути он сам не нашел той желанной долгой, счастливой жизни. Я думала о его поступке, о поступке его жены спустя 16 лет душевных страданий, нереализованных желаний, разбитых надежд. Мне очень жаль каждого из них…

И вот эта фраза сегодня: «И то, что ты представляешь собой сегодня, — лишь следствие того, творил ли ты добро, когда знал, что можешь его сотворить, или нет»

«Когда знал, что можешь его сотворить…»

Знал ли Геннадий Шпаликов, или Инна Гулая? Понимал ли каждый из них, что был и другой выход? Когда ты взрослый человек. У тебя есть руки, ноги, паспорт, какой-никакой оклад или хотя бы специальность… разве это конец? Разве ты не можешь сделать любой выбор из тех, что перед тобой? Уехать на стройку, устроиться на работу в детский дом, уйти в монастырь наконец…

«Когда знал, что можешь сотворить» — это о том, что взрослый человек всегда имеет выбор. Он может собрать чемодан и хлопнув дверью уйти, если такой расклад его не устраивает. Он может уйти, уехать, выбрать другое дело, лишь бы были руки и ноги.

Я не осуждаю горький выбор этих людей — уйти из жизни. Я о другом. Я о непреложных законах мироздания, о последствиях той самой кармы, о законе причины и следствия. Если представить себе двух пленников в камере. Один связан, и его камера закрыта. Второй свободен от оков и дверь его камеры открыта. Выбор уйти или остаться в своей тюрьме — это отличает двух этих пленников. У свободного был выбор уйти. Но он повесился… А связанный пленник в запертой камере в какой-то момент лишил себя жизни потому, что его муки были невыносимы, он просто перестал дышать… он не знал, что может сотворить это добро, оставшись жить. Второй, изначально свободный в своем выборе, знал, но отказался от сотворения добра. Каждый день этот человек делал свой выбор. Каждый день! Он наливал себе стакан водки и выпивал его. Он раз за разом доводил себя до невменяемого состояния, оплакивая свою славу, свой талант.. он променял свободу творчества на пьяную жалость к себе. И этот выбор он делал каждый день. До тех пор, когда из-за этой горькой жалости и водки в нем не осталось уже ничего.

Для меня в этом разница между взрослыми, когда-то талантливыми людьми, которые сводят счеты с жизнью и психически больными людьми, которые не имеют шанса на жизнь.

Больные люди и … дети.. им ведь тоже некуда идти, они беззащитны и растеряны. Никакой альтернативы для них нет. Они не могут просто собрать чемодан, хлопнуть дверью и гордо уйти в закат… Разве что.. уйти из дома, что часто и делают эти несчастные дети, стараясь избежать родительской тирании. Но и этот способ часто заканчивается их гибелью.

Разве можно сравнивать суицид когда-то известного и заласканного славой человека, который довел себя до такого состояния своими ежедневным выбором и суицид загнанного страхом и ужасом ребенка?

Может ли это значить, что не имея выбора, не зная о нем, ребенок, загнанный в угол и совершивший суицид, как раз тот самый закованный и запертый пленник, который не знает? Не знает, что может сотворить добро. А значит, не кому взыскать за его трагический выбор?

Теперь, зная как важен момент смерти, прочитав во многих книгах о реинкарнации, я очень надеюсь, что ангелы услышат мою молитву и помогут ее душе исцелиться от этого страха и ужаса, с которыми она умирала в ту ночь.

Я молюсь за Соню и ее душу каждый день. Я прошу добрых ангелов помочь ее душе, прошу их исцелить ее душу и освободить ее от мук совести, вины, страха и печали. Я прошу ангелов показать ей как она прекрасна, как она невинна, чтобы она увидела, что она настоящий ангел. Я прошу у Высших сил помочь Сониной душе обрести покой и увидеть свет ее прекрасной души, который направит ее домой. Я прошу помочь ее душе отдохнуть и исцелиться, чтобы она не забирала в свою следующую жизнь этот страх и чувство одиночества. Я прошу ее душу услышать, как мы любим ее и как в ей благодарны за всю ту любовь и радость, которые она дарила нам всем столько лет, пока была с нами. Я прошу ее услышать, что мы всегда с ней, мы всегда будем любить ее и она не одна.

← Снова о карме. ИтогиПредыдущая запись
О бренном и вечном →Следующая запись