← 170 дней. ПослеПредыдущая запись
Надежда, которая убивает →Следующая запись

Все это началось за несколько дней до моего дня рождения.
Я читала книгу, которая мне очень помогала. Это была лучшая книга, которая попадала ко мне в руки за последние месяцы. «Книга жизни и практики умирания» Согьяла Ринпоче.

Это большой и важный труд тибетского ученого и монаха, который посвятил почти всю свою жизнь переводу Тибетской книги Мертвых. До этого, несколько месяцев назад, я прочла другой, более современный вариант этой книги ещё летом, пока мы были в Анапе. Я перечитывала ту книгу раза три и даже законспектировала ее. Она была сложна в понимании за счет описания не простых духовных практик и буддийских культурных традиций верования. Но этот второй вариант, который считается классикой буддистской духовной литературы, показался мне таким понятным, умиротворяющим и таким... близким.

Я читала ее спокойно, с чувством внутреннего покоя. Я чувствовала эту мудрость и баланс, который исходит от этих текстов. Я читала ее и думала: «Какой достойный, какой мудрый и осознанный учитель этот монах — Согьял Ринпоче! Какая необычная, хоть и сложная, но полная любви и терпения жизнь у этого человека!» Мне стало интересно, жив ли ещё автор этой книги. Ведь именно он первый открыл западному миру это сокровище — эти бесценные знания, «науку о жизни и смерти».

Самая первая ссылка — конечно на Википедию. Нет, к сожалению, Согьял Ринпоче, автор книги уже умер... но что я вижу?.. он был обвинён в насилии, в жестокости и в растрате пожертвований?.. Я не поверила своим глазам! Я даже решила, что кто-то решил очернить его имя. Но прочитав официальные источники и показании десятков жертв я поняла, что это правда… человек, которого весь мир долгое считал великим человеком, практически святым, блаженным покровителем и щедрым благодетелем, оказался… насильником и садистом?..

Я потом много думала об этом. Пыталась снова открыть эту прекрасную книгу... убеждала себя, что возможно он написал эту книгу очень давно, а внезапные ужасные изменения с его психикой произошли много позже. Но каково же было мое разочарование, когда я узнала, что этот самоназванный святой издевался над своими послушниками, буквально насиловал девушек и унижал своих подчиненных задолго до выхода книги в свет... много лет, более 40 лет, если быть точной, этот человек обманывал доверие и предавал великие духовные истины, о которых так красочно писал в своей книге...

Наверное, поэтому я так и не смогла открыть эту книгу снова… Как верить словам человека, который так красноречиво и достоверно описывал высокую духовную цель, любовь и баланс, а сам погряз в разврате, алкоголе и власти? Если он писал об осознанности, о том, как приблизится к духовной сути своего «Я», почувствовать связь со всем живым, перейти в другое измерение, где любовь, свет и сострадание — есть часть тебя самого, а в реальной жизни творить такие мерзкие вещи? Как можно променять высшее блаженство духовного пути на оргии, алкогольный угар и извращённый садизм? Разве это возможно существовать в одном человеке? Если он делает выбор в пользу грязи и похоти, то он и понятия не имеет, о чем сам пишет, а значит сам он никогда даже на миллиметр не приблизился к духовному просветлению, о котором так подробно написал тысячи страниц. Далай Лама написал вступление к его книге!

Сначала я была так разочарована и даже зла на этого старого, больного и душой, и разумом, уже умершего человека! Потом я стала думать о том, что возможно у него был сложный путь. Ему было дано многое. Уже в 6 лет (опять же, если верить тому, что он написал в своей книге), его нашёл и забрал из родного дома один почтенный монах. Монах решил, что душа этого маленького мальчика — реинкарнация другого очень просветленного монаха, который воплотился на Земле для великой духовной цели. В итоге этого мальчика воспитали самые лучшие, самые мудрые и любящие учителя. Он рос, учился, ему было дано все. Большие возможности и большие способности. Он получил не только силу и талант. Но как следствие — власть. И именно это стало для него непреодолимым препятствием на его пути. Возможно, он просто не справился с этим заданием?..

И я стала думать об этом… даже лучшие из лучших могут оступиться… Но ведь его поступки не были случайностью! Он оступался?.. — И не раз! Он делал это снова и снова! Как будто дьявол овладел его душой и уже не отпустил... Неужели власть — такой сильный наркотик, что сбивает с пути даже самых сильных? Но есть ли шанс у простого смертного, если даже святые превращаются в чертей?…

А что, если силе действия всегда соответствует сила противодействия? Если тебе даны воля, характер, талант, лидерские качества, умение убеждать и влиять на людей, то в противовес ты должен балансировать на грани двух сторон одного целого? Амбициозности и тщеславия, гордости и гордыни, силы и жестокости? Любви и Насилия? Одно может превратится другое. В любой момент. И только тебе решать в каждый момент своей жизни — какую сторону выбрать.

Я вспомнила, как когда я училась в Политехе, у нас был короткий курс философии. Мне очень нравился преподаватель, вернее его свободная манера преподавания. Он не заставлял нас зубрить философские трактаты. Он предлагал выбирать каждому то, что ему близко. Он предлагал нам учиться думать, спорить, обосновывать своё мнение. Однажды он предложил в качестве «халявной» оценки задание: нужно было найти «Нагорную проповедь» Христа и написать на эту тему курсовую. Что писать? О чем писать? Придётся читать Библию? Но мне было интересно все, что он предлагал и я решила выполнить это задание. Сначала я отнеслась к этой задаче тривиально: прочитать, законспектировать и добавить пару пафосных установок, немного морализаторства, чуть демагогии и вуаля, курсовая на отлично! Я начала читать эту проповедь, как религиозную притчу, стараясь по привычке найти религиозные наставления, я искала во всем этом теологическую мораль. Но потом я вдруг представила, что Иисус, который скитался по этой пустыне 40 дней... ведь он был простым человеком. Ему было трудно. Он очень устал, солнце выжигало его снаружи, а Дьявол, который все это время искушал его, старался выжечь его душу. Что если это было не так легко, как может показаться? Что если он не был супергероем, которому все по плечу? Что если он, как простой человек очень страдал? Каждый день, каждый час этой пытки был для него труден, порой почти непреодолим. Но он выдержал. Выдержал эту борьбу. Не с абстрактным дьяволом. А с самим собой…

Что если этот монах, писатель, известный человек, герой для многих, учитель, пример для подражания... что, если он не смог преодолеть свою пустыню?.. он не смог преодолеть эту темноту внутри себя, которая множилась в нем с каждым годом, с каждым днём.

Но ведь это значит, что любой, абсолютно любой человек имеет равные шансы в этой борьбе! А может быть, возможно и обратное движение, из тьмы к свету?.. Буддисты говорят: «Невозможно побороть своих демонов. Но возможно учиться не становиться их рабами».

← 170 дней. ПослеПредыдущая запись
Надежда, которая убивает →Следующая запись