← Страх смертиПредыдущая запись
Verum Interius →Следующая запись

Защитники животного мира иногда перевозят животных из обычного места обитания туда, где у них было больше шансов для выживания. Например, тигра, для которого в горах мало пищи и воды, на которого там охотятся люди, могут усыпить с помощью транквилизатора, посадить в клетку и перевезти в живописное место. Здесь пышная зеленая растительность, много травоядных животных, – одним словом, идеальное место для тигра. Но когда тигр в клетке выходил из ступора, он видел яркую зелень вокруг и отказывался покинуть клетку. Люди открывали дверь, но он не выходил. Они даже пытались вытолкнуть его руками, рискуя потерять руку, но все было напрасно. Он сражался насмерть, чтобы защитить свою территорию, даже если этой территорией быта небольшая площадка, огражденная холодной сталью, – тогда как вокруг него красовалась местность, идеально подходящая для жизни. Его естественная среда звала его со всех сторон, но его страх держал его в изоляции. Он боялся свободы, неизвестного за пределами клетки.

Мы, если можно так выразиться, своей фантазией загнали себя в клетку. Наша фантазия – это наши модели реальности, с помощью которых мы закрываем реальность вещей. Клетка – это наше воображаемое «я».

То, что большинство их нас называют свободой, есть лишь желание и способность удовлетворять желания. Многие говорят: «Я хочу больше свободы», – но на самом деле стремятся к тому, чтобы иметь больше того, чего хотят. Но это не свобода, это своеобразное рабство. Свобода – это способность, не закрывая сердца, иметь или не иметь то, чего вы желаете. Тот самый покой в душе, который позволяет равно со своим желанием принять возможность того, что это желание не будет исполнено. Утрата мнимого контроля над миром — и есть истинная свобода.

Контроль – это наша попытка согласовать мир с нашими личными желаниями. Отказаться от контроля означает выйти за пределы личного и слиться со вселенским.

Контроль загоняет нас в рабство. Контроль – это защита привязывающегося ума, который противопоставляет себя открытости сердца. А что в сущности хочет сделать наш ум? Пытаясь защитить нашу «уникальную» личность, он оставляет нас в рамках безопасного.

Виктор Франкл, известный австрийский психиатр и философ, бывший узник нацистского концлагеря смерти, однажды сказал, вспоминая о том страшном времени: «То, что мы ожидали от жизни, не имело никакого значения; мы должны были спрашивать, что жизнь ожидает от нас».

← Страх смертиПредыдущая запись
Verum Interius →Следующая запись